НОУ ДПО «Учебный центр «АЛЬЯНС»
+7 (495) 508-7516info@pkalliance.ru
Лицензия № 037530 от 27.05.2016

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОМЫШЛЕННОМ И ГРАЖДАНСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Целью образовательной программы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) повышения квалификации руководителей и специалистов «Охрана окружающей среды в промышленном и гражданском строительстве» является получение основополагающих знаний и компетенций руководителей и специалистов проектных и строительных организаций в отношении знаний экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности предприятий различных форм собственности с целью снижения и предотвращения негативного воздействия строительного производства на окружающую среду.

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Учебный центр «АЛЬЯНС»

(НОУ ДПО «Учебный центр «АЛЬЯНС»)


  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

«Охрана окружающей среды в промышленном и гражданском строительстве» 


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительного профессионального образования

повышения квалификации руководителей и специалистов

«Охрана окружающей среды в промышленном и гражданском строительстве»

 

Целью образовательной программы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) повышения квалификации руководителей и специалистов «Охрана окружающей среды в промышленном и гражданском строительстве» является получение основополагающих знаний и компетенций руководителей и специалистов проектных и строительных организаций в отношении знаний экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности предприятий различных форм собственности с целью снижения и предотвращения негативного воздействия строительного производства на окружающую среду.

Программа предназначена для повышения уровня квалификации специалистов получивших высшее профессиональное образование, технического или иного профиля.

Слушатели, успешно завершившие обучение по Программе обладают основополагающими знаниями и компетенциями об инновационных методах строительства, обеспечения экологической безопасности при строительстве объектов гражданского и промышленного назначения, обеспечения соответствия деятельности строительной организации требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов

Срок обучения:72 часа

Форма обучения: заочная

п. п.

 

Наименование разделов

и тем

 

Всего

часов

Из них

 

Форма

контроля

 

 

 

Аудиторные часы

Внеаудиторные часы

 

1.

Реализация государственной политики и систем управления охраной окружающей среды

12

-

12

 

1.1

Основные положения современной стратегии устойчивого развития общества.

3

-

3

 

1.2

Проблемы создания экологически безопасной среды жизнедеятельности человека.

3

-

3

 

1.3

Государственная политика в области охраны окружающей среды и ее реализация

3

-

3

 

1.4

Организация и планирование природоохранной деятельности на предприятиях строительного комплекса

3

-

3

 

2

Промышленная безопасность

12

-

12

 

2.1

Правовые основы и методы обеспечения природоохранительного законодательства на предприятиях строительного комплекса. Нормативно-правовая база, природоохранных мероприятий

4

-

4

 

2.2

Общие принципы предупреждения экологических правонарушений и ответственность за нарушение природоохранительного законодательства

4

-

4

 

2.3

Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды

4

-

4

 

3

Государственная экологическая экспертиза

12

-

12

 

3.1

Законодательство в области экологической экспертизы. Правовая, нормативная и методическая база экологической экспертизы

6

-

6

 

3.2

Объекты государственной экологической экспертизы, ее цели и специфические особенности

6

-

6

 

4

Государственный экологический контроль

12

-

12

 

4.1

Система экологического контроля, его задачи и правила его осуществления. Современные методы и методология контроля загрязнения окружающей среды

2

-

2

 

4.2

Контроль загрязнения атмосферного воздуха

2

-

2

 

4.3

Контроль загрязнения водных объектов

2

-

2

 

4.4

Контроль загрязнения почв

2

-

2

 

4.5

Основные требования по экологически безопасному обращению с отходами

2

-

2

 

4.6

Порядок взаимодействия с контролирующими и инспектирующими органами

2

-

2

 

5.

Организация природоохранной деятельности в промышленном и гражданском строительстве

12

-

12

 

5.1

Экономический механизм охраны окружающей среды

2

-

2

 

5.2

Экологическое нормирование

2

-

2

 

5.3

Формирование системы платежей за загрязнение окружающей среды, методика определения платы

4

-

4

 

5.4

Экологический паспорт предприятия

2

-

2

 

5.5

Безопасность гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики

2

-

2

 

6

Формирование и регулирование рынка экологических услуг

10

-

10

 

6.1

Экологическое предпринимательство

2

-

2

 

6.2

Экологический аудит

6

-

6

 

6.3

Экологическая сертификация

2

-

2

 

7

Итоговая аттестация

2

2

 

Экзамен в форме тестирование

 

Итого

72

2

70

 

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Учебный центр «АЛЬЯНС»

(НОУ ДПО «Учебный центр «АЛЬЯНС»)


  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

«Охрана окружающей среды в промышленном и гражданском строительстве» 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного профессионального образования повышения квалификации

руководителей и специалистов организаций

«Охрана окружающей среды в промышленном и гражданском строительстве»

1.Реализация государственной политики и система управления охраной окружающей среды.

Основные положения современной стратегии устойчивого развития общества. Анализ динамики состояния окружающей среды в Российской Федерации и за рубежом. Конференция в Рио де Жанейро, принципы устойчивого развития. Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Проблемы создания безопасной среды жизнедеятельности человека. Экологическая безопасность хозяйственной деятельности. Основные направления экологизации производства и перспективы развития эколого-ориентированных технологий.

Государственная политика в области охраны окружающей среды и ее реализация. Органы и объекты управления, основные требования, предъявляемые к управлению природопользованием. Основные принципы охраны окружающей природной среды. Органы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды. Система управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды. Государственная система правовых, организационных, технических, социально-экономических мероприятий, направленных на проведение единой экологической политики. Устойчивое развитие - обеспечение экологической безопасности как отдельных территорий, так и России в целом, создание правового и экономического механизма природопользования, охрана и восстановление природных ресурсов.

Организация и планирование природоохранной деятельности на предприятиях строительного комплекса. Основная форма экологического планирования на предприятии - пятилетний план с разбивкой по годам, раздел «Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов». Планирование и управление деятельностью предприятий-природопользователей через систему регламентирующих режимов природопользования, устанавливаемых МПР. Регламентации природоохранной деятельности предприятия. Разработка проекта плана природоохранной деятельности предприятия. Планирование природоохранной деятельности предприятия должно укладываться в систему экологических регламентаций, которые могут иметь ряд градаций от абсолютно недопустимых до наиболее оптимальных. Сведение экологических ограничений и регламентаций к четырем основным типам. Регламентации и ограничения должны иметь территориальную привязку и устанавливаться на местном, региональном и федеральном уровнях.

Активные формы: Ознакомление с составлением плана предприятия, раздел «Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов». Рассмотрение примеров введения ограничений и регламентаций.

 

2. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

Правовые основы и методы обеспечения природоохранительного законодательства на предприятиях строительного комплекса. Нормативно-правовая база, природоохранных мероприятий. Разделение по Конституции РФ сферы взаимодействия общества и природы на три группы отношений: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» - правовое регулирование природоохранительных отношений в области охраны, оздоровления и улучшения природной среды, предупреждения и устранения последствий хозяйственной и иной деятельности. Охрана и использование природных объектов - предмет правового регулирования отраслевого природно-ресурсного законодательства: земельного, о недрах, водного, лесного, о животном мире и проч. Основы правового регулирования и законодательная база по следующим направлениям:

- землепользование, охрана земель, почв;

- использование и охрана недр;

- использование и охрана водных ресурсов;

- управление качеством воздушной среды;

- использование и охрана лесов;

- особо охраняемые природные территории;

- использование и охрана животного и растительного мира.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие природоохранную деятельность предприятий строительного комплекса.

Общие принципы предупреждения экологических правонарушений и ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Понятие, задачи, принципы и виды ответственности за экологические правонарушения. Уголовная, административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения. Материальная ответственность должностных лиц и иных работников, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением, по законодательству о труде. Гражданско-правовая ответственность за вред и моральный ущерб, причиненный экологическим правонарушением. Порядок судебного и арбитражного разрешения экологических споров.

Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды. Основные направления и содержание работ по лицензионной деятельностив области охраны окружающей среды. Требования к лицензиату, регламентирующие проведение конкретных работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды. Лицензионные органы. Перечень документов, представляемых в лицензионный орган для получения лицензии. Порядок выполнения работ по лицензированию деятельности в области охраны окружающей среды. Прием заявлений на получение лицензии. Проверка заявителя. Экологическое аудирование. Экспертиза представленных материалов. Оформление лицензии. Контроль за соблюдением лицензионных условий. Продление срока действия лицензии. Переоформление лицензии. Условия и порядок приостановления лицензионным органом действия лицензии или аннулирование ее. Реестр регистрации выданных лицензий.

 

3. Государственная экологическая экспертиза.

Законодательство в области экологической экспертизы. Правовая, нормативная и методическая база экологической экспертизы. Закон РФ «О государственной экологической экспертизе». Объекты государственной экологической экспертизы, ее цели и специфические особенности. Главная цель экологической экспертизы - сохранение нормального функционирования экосистемы, предотвращение ухудшения условий жизни человека, повышение качества природной среды. Объекты государственной экологической экспертизы:

- схема развития и размещения производительных сил на определенных территориях;

- территориальные комплексные схемы охраны природы (ТЕРКСОП);

- программы формирования териториально-производственных комплексов;

- комплексные схемы охраны и рационального использования водных, земельных, минеральных и других природных ресурсов;

- технико-экономические обоснования, проекты (рабочие проекты) на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение предприятий и иных хозяйственных субъектов, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей природной среды и природных ресурсов;

- обосновывающие материалы и расчеты на порядок и лимиты изъятия какого-либо природного ресурса, в т.ч. на изъятие элементов флоры и фауны;

- описание новых видов технологических процессов, сырья, полуфабрикатов и продукции с точки зрения их экологической безопасности.

Специфические особенности государственной экологической экспертизы:

- обязательность экологической экспертизы как этапа рассмотрения предпроектных и предплановых материалов по объектам федерального и регионального значения, намечаемых к размещению (расширению, реконструкции, перепрофилированию) на территории России;

- независимость и объективность экологической экспертизы обусловливается рациональной организацией административного подчинения экспертизы, рассмотрением материалов экспертными комиссиями и Советом Государственной экологической экспертизы, формируемыми из числа ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов различных отраслей хозяйства, представителей заинтересованных министерств, ведомств и общественности, а также демократическим порядком принятия решений;

- комплексный эколого-социально-экономический подход при проведении экологической экспертизы, обеспечивающий научно-техническую и экономическую обоснованность предлагаемых решений экологических проблем.

Активные формы: Обсуждение места и роли экологической экспертизы в государственном экологическом контроле, управлении природопользованием и охране окружающей природной среды.

Рассмотрение работы экологической экспертизы на конкретных примерах как в масштабах страны.

 

4. Государственный экологический контроль.

Система экологического контроля, его задачи и правила его осуществления. Современные методы и методология контроля загрязнения окружающей среды. Анализ современных методов и методологии контроля загрязнения окружающей среды, в том числе предприятиями строительного комплекса.

Контроль загрязнения атмосферного воздуха. Основные законодательные, нормативные и методические документы. Наблюдение за качеством атмосферного воздуха. Стационарные, маршрутные и передвижные посты. Выбор с целью контроля содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в зависимости от количества выбросов, класса опасности, характерного размера населенного пункта, рассеивающей способности атмосферы данного населенного пункта. Основные методы, используемые при анализе загрязнения атмосферы. Автоматизированные средства контроля.

Контроль загрязнения водных объектов. Основные законодательные, нормативные и методические документы. Контроль загрязнения поверхностных вод - сеть пунктов наблюдения. Порядок организации и проведения наблюдений. Выбор пунктов наблюдения контроля качества водных ресурсов, их расположение и категории, периодичность и программы наблюдений.

Контроль загрязнения почв. Определение уровня концентраций химических веществ, отбор пробы почв и методы его анализа.

Основные требования по экологически безопасному обращению с отходами. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления. Класс опасности отхода и порядок его определения. Основные требования по экологически безопасному обращению с отходами. Полномочия государственных федеральных органов и органов исполнительной власти в области государственного контроля за обращением с отходами. Существо правонарушений при обращении с отходами. Правила осуществления государственного экологического контроля. Порядок принятия мер по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. Порядок оформления документации. Протокол об экологическом правонарушении. Предписание об устранении экологического правонарушения. Постановление о наложении штрафа за административное правонарушение. Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Акт о размерах причиненного вреда. Предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности. Предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности. Представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю. Материалы, направляемые в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление.

Порядок взаимодействия с контролирующими и инспектирующими органами.

 

5. Организация природоохранной деятельности в промышленном и гражданском строительстве 

Экономический механизм охраны окружающей среды. Основные направления перехода к рыночным методам хозяйствования и их влияние на управление природопользованием. Основные элементы экономического механизма природопользования: оценка природно-ресурсного потенциала (кадастры), программное управление, лицензирование, экологические фонды, экономические стимулы.

Экологическое нормирование. Нормативно-правовая база экологического нормирования. Стандарты качества окружающей природной среды, параметры воздействия на окружающую среду, технические, экономические и организационные нормативы. Разработка и утверждение стандартов в области охраны окружающей среды. Виды стандартов: основные положения, термины, определения, классификации, показатели качества сред, правила охраны природы и природных ресурсов, методы определения состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий, требования к средствам измерения и контроля состояния окружающей среды. Основные виды стандартов. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Нормирование загрязнения водных объектов.

Лимиты размещения отходов. Формирование системы платежей за загрязнение окружающей среды, методика определения платы. Общая схема финансового регулирования природоохранной деятельности. Нормативы и лимиты по воде, воздуху и отходам. Основные законодательные и нормативные документы. Формирование системы платежей за загрязнение окружающей среды, методика определения платы на предприятиях сферы услуг. Нормативная база платежей за загрязнение окружающей природной среды. Действующий порядок определения и взимания платы за загрязнение окружающей природной среды. Базовые нормативы платы в пределах установленных предельно допустимых нормативов: за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, за размещение или хранение отходов производства и потребления и другие виды воздействия. Плата в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное загрязнение. Учет коэффициентов, отражающих экологические факторы. Дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды. Структура и источники покрытия платежей за загрязнение окружающей природной среды. Расчет сумм платежей за загрязнение воды, воздуха, размещение отходов. Экономическая мотивация предприятий в условиях взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды. Аварийные выбросы и сбросы, штрафные санкции. Экологическое страхование ответственности. Особенности расчета платежей.

Экологический паспорт предприятия. Содержание экологического паспорта. Составление и утверждение экологического паспорта предприятия.

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Правовые основы стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. Установление налоговых и иных льгот, предоставляемых предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект. Специальное налогообложение экологически вредной продукции, а также продукции выпускаемой с применением экологически опасных технологий. Льготное кредитование предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды. Законы Российской Федерации о льготном налогообложении: «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на имущество предприятий», «О подоходном налоге с предприятий».

 

6. Формирование и регулирование рынка экологических услуг. 

Экологическое предпринимательство. Основные направления развития экологического рынка. Создание и внедрение ресурсосберегающей техники и технологий. Использование вторичных ресурсов. Система государственных заказов на экологические работы и услуги. Рынок товаров и услуг экологического назначения. Налоговые и финансовые рычаги управления экологическим предпринимательством.

Экологический аудит. Экспертиза и анализ деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта. Комплекс требований в законодательстве, нормативных актах, стандартах по обеспечению экологической безопасности. Оценка воздействия и прогнозирования экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду. Система экологического аудирования, обучение экологов-аудиторов. Процедура экологического аудирования, аудиторское заключение.

Экологическая сертификация. Законодательная база экологической сертификации. Федеральные законы «О защите прав потребителя», «О сертификации продукции и услуг». Цели и задачи экологической сертификации, ее основные направления. Правила и процедура проведения экологической сертификации. Организационно-правовая структура экологической сертификации. Органы экологической сертификации, их аккредитация. Контроль за соблюдением требования экологической сертификации, правовые и экономические санкции за несоблюдение требований.

Перейти в учебную часть для прохождения курса:


ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОМЫШЛЕННОМ И ГРАЖДАНСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Доступ к учебным материалам предоставляется слушателям курсов. Для получения доступа к обучению необходимо заполнить заявку на обучение и отправить ее на e-mail Учебного центра info@pkalliance.ru.